Астрономические наблюдения можно условно подразделить на ознакомительные и тематические. Ознакомительные наблюдения дают первоначальные представления о небесных телах. К объектам ознакомительных
наблюдений можно отнести Луну, Солнце, планеты, главнейшие созвездия, наиболее яркие звезды, некоторые кратные и двойные звезды, звездные скопления, туманности и др. Отдельные ознакомительные наблюдения (знакомство с яркими
звездами, созвездиями и т. д.) проводят невооруженным глазом. Другие ознакомительные наблюдения (солнечные пятна, лунный рельеф, двойные звезды, планеты, и т. д.) предполагают уже использование биноклей или телескопов.
Астрономические наблюдения ознакомительного характера наилучшим образом проводить на подготовленной для этих целей астрономической площадке, куда заранее приносят необходимые приборы,
или в павильоне, где установлен телескоп. Ознакомительное наблюдение требует не менее серьезной подготовки, чем тематическое, заранее продумываются организационные вопросы, вопросы, принимается решение по тематике наблюдений
относительно видимости в данное время светил.
Тематические наблюдения являются более высоким этапом астрономических наблюдений. Тематические наблюдения проводятся по заранее определенной теме группой любителей энтузиастов
или учащихся какого-либо учебного заведения и охватывают относительно длительный временной промежуток, в течение которого наблюдатели накапливают сведения об объектах наблюдения и о изменениях, которые они претерпевают.
Тематические наблюдения по основному содержанию могут быть астрометрические или угломерные, либо астрофизические. Их тематика может быть самой разнообразной - наблюдение кульминирующих светил; нахождение
географических координат мест наблюдений; систематическое наблюдение Солнца; изучение и зарисовка созвездий; наблюдение лунной поверхности и поверхностей крупных планет; наблюдение метеорных потоков и другие. Наблюдения
же редких небесных явлений являются интересными и очень познавательными.
Астрономические наблюдения в рамках учебного процесса должны включать в себя не только изучение небесных светил и астрономических явлений, но знакомить учащихся с основными методами
астрофизических исследований (астрофотография, колориметрия, фотометрия и спектральный анализ). Работы астрофизического характера должны проводится с использованием астрофизического оборудования учебной или любительской
обсерватории (светофильтры, фотометры, фотоаппараты, фотоприставки, спектроскопы и др.).
Астрономические наблюдения не должны становиться самоцелью, так как не менее важным процессом, следующим за наблюдением, является обработка их данных, анализ полученных результатов,
что в итоге может иметь не только познавательный интерес, но и реальную научную ценность.
Астрономические наблюдения невооруженным глазом целесообразно рассматривать отдельно от наблюдений с применением биноклей и телескопов. Применение этих приборов расширяет тематику наблюдений, что делает их
гораздо интереснее и содержательнее. Призматический бинокль, установленный на небольшой азимутальный штатив, и увеличением 6-8-крат является хорошим устройством для разнообразных астрономических наблюдений. Для ознакомительных
телескопических наблюдений вполне подойдет телескоп с отверстием объектива 60-80 миллиметров. Но для более серьезных наблюдений желательно иметь уже мощный телескоп с диаметром отверстия от 100 миллиметров. Идеально для
астрономических наблюдения подходит и самодельный телескоп-рефлектор, с описанием которого можно ознакомиться в соседнем разделе сайта.